воскресенье, 13 июля 2014 г.

Дух индейских предков

В этом году уже второй раз были на фестивале pow wow — ритуальных индейских празднествах с оттенком современного коммерческого шоу.


Саундтрек pow-wow







  В мире, наверное, есть только три государства, где титульные нации являются не большинством, а экзотическими меньшинствами — аборигены Австралии и индейцы США и Канады. Они составляют менее процента от общего населения своих стран.
  В Штатах и Канаде проживают около полутора миллионов индейцев, на порядок меньше “пришлых” черных, латинос и азиатов, не говоря уже о белых. И если китайцами, индусами, нигерийцами и даже монголами в Америке никого не удивишь, встречи с коренными жителями не так уж часты. “Настоящие” индейцы живут обособленно от остальных в резервациях, городские внешне похожи на вездесущих мексиканцев и их легко перепутать.
  Итак, независимо от того, общаемся мы или нет с коренными жителями Америки, о том, что они все-таки есть или были, говорят сотни бытовых и географических имен. На поверхности памяти томагавки, мокасины, вигвамы, мустанги, каноэ, гуроны, апачи, могикане, команчи, ирокезы, делавэры... Каждое третье-четвертое название на североамериканском континенте индейского происхождения: реки, озера, горы, большинство штатов — Оттава, Канаваке, Онтарио, Гурон, Оклахома, Виннипег, Массачусетс, Огайо, Мичиган, Канзас, Айдахо, Кентукки... — и даже целая страна Канада.
  Краснокожими индейцев назвали пионеры освоения Северной Америки — аборигены раскрашивали себе лица и тела киноварью. На самом деле, кожа у них смуглая с оливковым оттенком, невысокий рост, широкие лица с редкой растительностью у мужчин, прямые черные волосы и темные глаза. Словом, типичный портрет северного азиата за исключением раскосости, и это сходство неслучайно. На сегодня почти аксиомой считается гипотеза о заселении обеих Америк выходцами с территории современной Сибири через существовавший между Чукоткой и Аляской перешеек. Произошло великое переселение примерно тридцать тысяч лет назад.
  По сравнению с этой цифрой 500-летнее пребывание белых на континенте выглядит мгновением, но за этот миг в жизни коренных жителей Америки произошло гораздо больше изменений, чем за всю предыдущую их историю. Первые контакты пионеров освоения Америки с индейцами были довольно мирными. Индейские племена постоянно враждовали с друг с другом по-серьезному и по пустякам — например, вожди как-то не поделили лапу убитого медведя — но вместе с тем у них был развит обычай гостеприимства. И пока у белых был “статус” гостей, отношения строились вполне дружелюбно и на взаимовыгодной основе. Этой идиллии способствовала политика мирного сосуществования, проводимая колониальными властями. Она исходила из задач того времени.
  Основной целью пионеров была торговля. Белые скупали у индейцев меха и вывозили их в Европу, тем самым стимулируя охотничий промысел, индейцы приобретали неведомые им до того ружья, фабричные ткани, изделия из металла. До прихода белых индейцы охотились с луками, томагавки были каменными, а ножи из кости. Отсутствие серьезных конфликтов объяснялось и небольшим числом первых поселенцев. Они не вторгались на жизненно важные для племен территории и охотничьи угодья. Был даже специальный закон, по которому колонисты не имели права двигаться дальше реки Огайо.
  Собственно, уклад жизни индейцев был близким к первобытно-общинному. По оценкам ученых пять веков назад численность индейского населения на североамериканском континенте была близка к современной цифре. Полтора миллиона на гигантскую территорию в составе современных США и Канады, включая Аляску и Гренландию, конечно, мизерная цифра, тем не менее с разной степенью плотности, индейцы обитали практически всюду. Каких-то навечно закрепленных участков земли за племенами не существовало и они мигрировали на довольно большие расстояния. Например, следы пребывания индейцев сенека и шони находят от Великих озер на севере до штатов Кентукки и Теннеси на юге. Антропологи считают, что ко времени прибытия белых на североамериканском континенте обитали около 300 племен. На севере европейцы встречали закутанных в меха и шкуры эскимосов, на юге — мохави, вся одежда которых состояла из перьев на голове и амулетов. Каждая группа племен имела собственный язык. На сегодня насчитывается около 55-ти индейских лингвистических групп, примерно треть от первоначальных.
  С точки зрения колонистов образ жизни индейцев был примитивен. Кочевой уклад, главное занятие — охота с немудреным земледелием. Все, что нужно индейцу, ему давала природа: пищу, одежду, кров, лекарства. Поэтому он обожествлял ее и относился к ней рачительно. Для индейца весь окружающий мир был одушевленным: звери, рыба, птицы, горы, светила. На вершине религиозной иерархии стоял Великий Дух Wakatanka. Отсутствие письменности возмещалось богатым устным фольклором.
  Индейские поселения, в большинстве, были сезонными. Летом — в долинах, на берегах озер или рек, где можно было вырастить маис, картофель, помидоры, табак; зимой — в лесах или горах: поближе к зверю. Поэтому индейцы не строили капитальных жилищ, довольствуясь переносными вигвамами и типи. Кстати, основной тягловой силой была прекрасная половина племен, во время переходов тащившая на себе детей, вигвамы, утварь, пожитки и нехитрые запасы съестного. Поэтому переходы были медленными с многодневными остановками. Если случалось завалить бизона, пока его не съедали, племя не двигалось с места. Собственно, людям, жившим категориями вечности, спешить было некуда.
  Общественный строй индейцев можно определить, как примитивный коммунизм с зачатками личной собственности. Земля была ничейной, охотничья добыча и урожай личными, но в случае необходимости, все отдавалось в общий котел. Племя состояло из нескольких кланов с разной степенью автономии. Должность вождя была избираемой. Как правило, в каждом племени было по два вождя: на мирное и военное время. Если вождь погибал или умирал, на период до следующих выборов его должность наследовала жена. Семьи моногамные, но братья умершего были обязаны жениться на их вдовах. В целом, отношение к женщинам было уважительным и они на равных с мужчинами заседали в советах племен.
   По фильмам-вестернам мы знаем индейцев, как лихих наездников. На самом деле, до испанцев они не знали о существовании лошади. Поначалу коня и всадника воспринимали, как одно целое — огромным чудовищем — но потом индейцы оказались способными учениками, и лошадь быстро вошла в индейскую жизнь, совершив техническую революцию в укладе, наряду с железом и ружьем. Индейцы научились приручать одичавших бесхозных лошадей — мустангов — и даже вывели новую породу, отличавшуюся спринтерскими качествами. По сей день “четвертьмильные” лошади пользуются большим рыночным спросом.
   Часть племен стала делать жизнь с белых. Принимала их религию, язык, достижения европейской технологии. Копирование нередко принимало анекдотические формы. Например, индейцы становились хозяевами черных рабов. Правда, рабовладение у них так и не прижилось. Рабы быстро становились равноправными членами кланов. То же самое случалось и с пленными белыми, которые желали оставаться среди индейцев. Но тесное общение с другой цивилизацией имело для коренных жителей и трагическую сторону. Организм индейцев не имел иммунитета перед завезенными из Европы туберкулезом, холерой и оспой. За три столетия эти болезни унесли от 8 до 10 миллионов жизней аборигенов. По тем же иммунным причинам индейцы не могли противостоять алкоголю и быстро спивались. Однако, одна физиологическая особенность впоследствии оказалась полезной и востребованной. Индейцы не знают страха высоты и поэтому их охотно берут на работы, связанные со строительством и эксплуатацией высотных сооружений.
  Конец идиллических отношений между краснокожими и бледнолицыми пришелся на последние годы британского колониального господства и первые годы нового государства США. Против индейцев работал ряд факторов. Резкий прирост поселенцев, переход от торговли к промышленному и сельскохозяйственному освоению земель, борьба англичан, французов и испанцев между собой за новые территории, в которые они впутывали политически неискушенных вождей племен. Индейцев начали теснить обманом, липовыми покупками и договорами, ружьем и алкоголем. И когда до аборигенов дошли истинные намерения белых, они вырыли топор войны. Серия войн продолжалась два с лишним века.
   По отношению к индейцам молодое американское государство оказалось, пожалуй, еще более жестоким, чем даже к привезенным из Африки рабам. Вообще, если отвлечься от официозной сусальной истории Соединенных Штатов, это государство рождалось, расширялось и крепло в череде бесконечных войн, как с внешними, так и с “внутренними” врагами. И в борьбе с ними все средства были хороши. Не буду вешать всех собак только на Штаты, история других государств не краше. Формула Маркса “насилие — повивальная бабка истории”, увы, справедлива, особенно для того времени, когда жестокость была нормой отношений не только государств, но и на бытовом уровне.
   В середине XIX-го столетия под давлением набирающего силу капитализма США расширяют экспансию на запад и юг. Индейцев силой оружия теснят все дальше вглубь континента. Решением правительства в 1834 году создается прообраз будущих индейских резерваций в самых худших по климатическим условиям районах страны, так называемая страна Черокия. По горькой иронии судьбы красных аборигенов с долин и лесов благодатного Востока загнали в выжженные пустыни красной Оклахомы. Оклахома переводится как “красная земля” и по сей день является “самым индейским штатом” США. В боевых стычках на одного убитого колониста приходились десятки индейцев. Индейцы были храбрыми воинами, но сильны лишь в охотничьей тактике — из засады. В прямых столкновениях с хорошо вооруженными белыми они, безусловно, проигрывали. Колонисты не щадили ни женщин, ни детей, ни стариков. Тех, кого не удавалось уничтожить прямой силой, истребляли подлостью и коварством. Пришельцы знали одну истину: “хороший индеец — это мертвый индеец”, жизнь которого не стоила и цента.
  Индейцы тоже не отличались сентиментальностью, но это было частью их культуры. Пленных часто казнили с особой жестокостью. Но согласно индейским представлениям, чем труднее смерть противника, тем больше оказанная ему честь. Легкая смерть от руки врагов свидетельствовала об их презрении к пленному. Знаменитые индейские скальпирования приобрели большую жестокость под влиянием белых. Изначально индеец снимал с убитого врага только небольшой кусочек кожи с головы, как свидетельство его победы. Противоборствующие европейцы требовали от своих индейских союзников более “полноценных” доказательств и с поверженных противников стали снимать скальпы целиком, нередко прямо с живых. Впрочем, этим “баловались” не только индейцы, но и бледнолицые. Однако о фактических заслугах индейского воина по-настоящему можно было судить не по скальпам, а числу орлиных перьев на головном уборе.
   В 1862 году великий эмансипатор Линкольн подписывает закон о заселении Запада, фактически объявляя тотальную войну индейцам. Каждому белому, желающему поселиться на новых землях, было обещано по 160 акров, на которых находились загнанные индейцы. В 1871 году Конгресс США ратифицирует закон об индейских резервациях — земля там должна быть общественной собственностью и не подлежать купле-продаже в частные руки. Но — недолго музыка играла. На принадлежащих индейцам землях находят уголь, серебро, золото, нефть и тут же новым законом землю делают частной, а затем скупают ее у индейцев. За последующие сорок лет индейцы лишились 63% и без того урезанных земель. Передел собственности влечет новые военные конфликты, в 1890 году состоялось последнее большое сражение между индейцами и белыми. Краснокожие потерпели поражение и на этом противостояние двух цивилизаций закончилось. Гордые индейцы смирились с судьбой и ушли в резервации.
   И наконец, последний важный для индейцев закон 1924 года. При военном (!) министерстве США создается управление по делам индейцев. По нему аборигенов еще дальше загоняют в пустыни Запада, но резервациям предоставляют широкую автономию, а коренным жителям даруют... гражданство США. До этой даты индейцы были по сути иностранцами на своей земле.
...Вначале вызывает недоумение - и что это белые цацкаются с черными и индейцами, прямо на грани заискивания? Буквально все бери с блюдечка: преимущества при приеме на работу, поступлении в университет, сотни всяких программ и субсидий, которые белым и не снились. Словом, дискриминация наоборот. Если вникнуть в многострадальную историю этого народа, то смотришь на все уже по-другому... Я конечно, не за передел национального пирога в пользу черных американцев и индейцев — нет таких весов, чтобы определить размер компенсации. Но дать фору потомкам негров и индейцев за унижения апартеида, бесплатный труд нескольких поколений рабов, за отнятую страну и геноцид миллионов аборигенов, считаю морально оправданным. Это лучшее из доказательств нравственного совершенствования американского общества, родившегося в крови и насилии над слабыми.
  Ну и в завершение путешествия в историю – фото с фестиваля, где индейцы буквально воплощают свой быт, свою культуру, свою историю и свою религию в безумно-завораживающих танцах. Если мы поем о том, что видим и чувствуем, то настоящий индеец об этом танцует – страстно и эмоционально.












Комментариев нет:

Отправить комментарий