В
этом году уже второй раз были на фестивале pow wow — ритуальных индейских
празднествах с оттенком современного коммерческого шоу.
Саундтрек pow-wow
В мире, наверное, есть только три
государства, где титульные нации являются не большинством, а экзотическими
меньшинствами — аборигены Австралии и индейцы США и Канады. Они составляют
менее процента от общего населения своих стран.
В Штатах и Канаде проживают около полутора
миллионов индейцев, на порядок меньше “пришлых” черных, латинос и азиатов, не
говоря уже о белых. И если китайцами, индусами, нигерийцами и даже монголами в
Америке никого не удивишь, встречи с коренными жителями не так уж часты.
“Настоящие” индейцы живут обособленно от остальных в резервациях, городские
внешне похожи на вездесущих мексиканцев и их легко перепутать.
Итак, независимо от того, общаемся мы или нет
с коренными жителями Америки, о том, что они все-таки есть или были, говорят
сотни бытовых и географических имен. На поверхности памяти томагавки, мокасины,
вигвамы, мустанги, каноэ, гуроны, апачи, могикане, команчи, ирокезы,
делавэры... Каждое третье-четвертое название на североамериканском континенте
индейского происхождения: реки, озера, горы, большинство штатов — Оттава,
Канаваке, Онтарио, Гурон, Оклахома, Виннипег, Массачусетс, Огайо, Мичиган,
Канзас, Айдахо, Кентукки... — и даже целая страна Канада.
Краснокожими индейцев назвали пионеры
освоения Северной Америки — аборигены раскрашивали себе лица и тела киноварью.
На самом деле, кожа у них смуглая с оливковым оттенком, невысокий рост, широкие
лица с редкой растительностью у мужчин, прямые черные волосы и темные глаза.
Словом, типичный портрет северного азиата за исключением раскосости, и это
сходство неслучайно. На сегодня почти аксиомой считается гипотеза о заселении
обеих Америк выходцами с территории современной Сибири через существовавший
между Чукоткой и Аляской перешеек. Произошло великое переселение примерно
тридцать тысяч лет назад.
По сравнению с этой цифрой 500-летнее
пребывание белых на континенте выглядит мгновением, но за этот миг в жизни
коренных жителей Америки произошло гораздо больше изменений, чем за всю
предыдущую их историю. Первые контакты пионеров освоения Америки с индейцами
были довольно мирными. Индейские племена постоянно враждовали с друг с другом
по-серьезному и по пустякам — например, вожди как-то не поделили лапу убитого
медведя — но вместе с тем у них был развит обычай гостеприимства. И пока у
белых был “статус” гостей, отношения строились вполне дружелюбно и на
взаимовыгодной основе. Этой идиллии способствовала политика мирного
сосуществования, проводимая колониальными властями. Она исходила из задач того
времени.
Основной целью пионеров была торговля. Белые
скупали у индейцев меха и вывозили их в Европу, тем самым стимулируя охотничий
промысел, индейцы приобретали неведомые им до того ружья, фабричные ткани,
изделия из металла. До прихода белых индейцы охотились с луками, томагавки были
каменными, а ножи из кости. Отсутствие серьезных конфликтов объяснялось и
небольшим числом первых поселенцев. Они не вторгались на жизненно важные для
племен территории и охотничьи угодья. Был даже специальный закон, по которому
колонисты не имели права двигаться дальше реки Огайо.
Собственно, уклад жизни индейцев был близким
к первобытно-общинному. По оценкам ученых пять веков назад численность
индейского населения на североамериканском континенте была близка к современной
цифре. Полтора миллиона на гигантскую территорию в составе современных США и
Канады, включая Аляску и Гренландию, конечно, мизерная цифра, тем не менее с разной
степенью плотности, индейцы обитали практически всюду. Каких-то навечно
закрепленных участков земли за племенами не существовало и они мигрировали на
довольно большие расстояния. Например, следы пребывания индейцев сенека и шони
находят от Великих озер на севере до штатов Кентукки и Теннеси на юге. Антропологи
считают, что ко времени прибытия белых на североамериканском континенте обитали
около 300 племен. На севере европейцы встречали закутанных в меха и шкуры
эскимосов, на юге — мохави, вся одежда которых состояла из перьев на голове и
амулетов. Каждая группа племен имела собственный язык. На сегодня насчитывается
около 55-ти индейских лингвистических групп, примерно треть от первоначальных.
С точки зрения колонистов образ жизни
индейцев был примитивен. Кочевой уклад, главное занятие — охота с немудреным
земледелием. Все, что нужно индейцу, ему давала природа: пищу, одежду, кров,
лекарства. Поэтому он обожествлял ее и относился к ней рачительно. Для индейца
весь окружающий мир был одушевленным: звери, рыба, птицы, горы, светила. На
вершине религиозной иерархии стоял Великий Дух Wakatanka. Отсутствие
письменности возмещалось богатым устным фольклором.
Индейские поселения, в большинстве, были
сезонными. Летом — в долинах, на берегах озер или рек, где можно было вырастить
маис, картофель, помидоры, табак; зимой — в лесах или горах: поближе к зверю.
Поэтому индейцы не строили капитальных жилищ, довольствуясь переносными
вигвамами и типи. Кстати, основной тягловой силой была прекрасная половина
племен, во время переходов тащившая на себе детей, вигвамы, утварь, пожитки и
нехитрые запасы съестного. Поэтому переходы были медленными с многодневными
остановками. Если случалось завалить бизона, пока его не съедали, племя не
двигалось с места. Собственно, людям, жившим категориями вечности, спешить было
некуда.
Общественный строй индейцев можно определить,
как примитивный коммунизм с зачатками личной собственности. Земля была
ничейной, охотничья добыча и урожай личными, но в случае необходимости, все
отдавалось в общий котел. Племя состояло из нескольких кланов с разной степенью
автономии. Должность вождя была избираемой. Как правило, в каждом племени было
по два вождя: на мирное и военное время. Если вождь погибал или умирал, на
период до следующих выборов его должность наследовала жена. Семьи моногамные,
но братья умершего были обязаны жениться на их вдовах. В целом, отношение к
женщинам было уважительным и они на равных с мужчинами заседали в советах
племен.
По фильмам-вестернам мы знаем индейцев, как
лихих наездников. На самом деле, до испанцев они не знали о существовании
лошади. Поначалу коня и всадника воспринимали, как одно целое — огромным
чудовищем — но потом индейцы оказались способными учениками, и лошадь быстро
вошла в индейскую жизнь, совершив техническую революцию в укладе, наряду с
железом и ружьем. Индейцы научились приручать одичавших бесхозных лошадей —
мустангов — и даже вывели новую породу, отличавшуюся спринтерскими качествами.
По сей день “четвертьмильные” лошади пользуются большим рыночным спросом.
Часть племен стала делать жизнь с белых.
Принимала их религию, язык, достижения европейской технологии. Копирование
нередко принимало анекдотические формы. Например, индейцы становились хозяевами
черных рабов. Правда, рабовладение у них так и не прижилось. Рабы быстро
становились равноправными членами кланов. То же самое случалось и с пленными
белыми, которые желали оставаться среди индейцев. Но тесное общение с другой
цивилизацией имело для коренных жителей и трагическую сторону. Организм
индейцев не имел иммунитета перед завезенными из Европы туберкулезом, холерой и
оспой. За три столетия эти болезни унесли от 8 до 10 миллионов жизней
аборигенов. По тем же иммунным причинам индейцы не могли противостоять алкоголю
и быстро спивались. Однако, одна физиологическая особенность впоследствии
оказалась полезной и востребованной. Индейцы не знают страха высоты и поэтому
их охотно берут на работы, связанные со строительством и эксплуатацией высотных
сооружений.
Конец идиллических отношений между
краснокожими и бледнолицыми пришелся на последние годы британского
колониального господства и первые годы нового государства США. Против индейцев
работал ряд факторов. Резкий прирост поселенцев, переход от торговли к
промышленному и сельскохозяйственному освоению земель, борьба англичан,
французов и испанцев между собой за новые территории, в которые они впутывали
политически неискушенных вождей племен. Индейцев начали теснить обманом,
липовыми покупками и договорами, ружьем и алкоголем. И когда до аборигенов
дошли истинные намерения белых, они вырыли топор войны. Серия войн продолжалась
два с лишним века.
По отношению к индейцам молодое американское
государство оказалось, пожалуй, еще более жестоким, чем даже к привезенным из
Африки рабам. Вообще, если отвлечься от официозной сусальной истории
Соединенных Штатов, это государство рождалось, расширялось и крепло в череде
бесконечных войн, как с внешними, так и с “внутренними” врагами. И в борьбе с
ними все средства были хороши. Не буду вешать всех собак только на Штаты,
история других государств не краше. Формула Маркса “насилие — повивальная бабка
истории”, увы, справедлива, особенно для того времени, когда жестокость была
нормой отношений не только государств, но и на бытовом уровне.
В середине XIX-го столетия под давлением
набирающего силу капитализма США расширяют экспансию на запад и юг. Индейцев
силой оружия теснят все дальше вглубь континента. Решением правительства в 1834
году создается прообраз будущих индейских резерваций в самых худших по
климатическим условиям районах страны, так называемая страна Черокия. По
горькой иронии судьбы красных аборигенов с долин и лесов благодатного Востока
загнали в выжженные пустыни красной Оклахомы. Оклахома переводится как “красная
земля” и по сей день является “самым индейским штатом” США. В боевых стычках на
одного убитого колониста приходились десятки индейцев. Индейцы были храбрыми
воинами, но сильны лишь в охотничьей тактике — из засады. В прямых
столкновениях с хорошо вооруженными белыми они, безусловно, проигрывали.
Колонисты не щадили ни женщин, ни детей, ни стариков. Тех, кого не удавалось
уничтожить прямой силой, истребляли подлостью и коварством. Пришельцы знали
одну истину: “хороший индеец — это мертвый индеец”, жизнь которого не стоила и
цента.
Индейцы тоже не отличались
сентиментальностью, но это было частью их культуры. Пленных часто казнили с
особой жестокостью. Но согласно индейским представлениям, чем труднее смерть
противника, тем больше оказанная ему честь. Легкая смерть от руки врагов
свидетельствовала об их презрении к пленному. Знаменитые индейские
скальпирования приобрели большую жестокость под влиянием белых. Изначально
индеец снимал с убитого врага только небольшой кусочек кожи с головы, как свидетельство
его победы. Противоборствующие европейцы требовали от своих индейских союзников
более “полноценных” доказательств и с поверженных противников стали снимать
скальпы целиком, нередко прямо с живых. Впрочем, этим “баловались” не только
индейцы, но и бледнолицые. Однако о фактических заслугах индейского воина
по-настоящему можно было судить не по скальпам, а числу орлиных перьев на
головном уборе.
В 1862 году великий эмансипатор Линкольн
подписывает закон о заселении Запада, фактически объявляя тотальную войну
индейцам. Каждому белому, желающему поселиться на новых землях, было обещано по
160 акров, на которых находились загнанные индейцы. В 1871 году Конгресс США
ратифицирует закон об индейских резервациях — земля там должна быть
общественной собственностью и не подлежать купле-продаже в частные руки. Но —
недолго музыка играла. На принадлежащих индейцам землях находят уголь, серебро,
золото, нефть и тут же новым законом землю делают частной, а затем скупают ее у
индейцев. За последующие сорок лет индейцы лишились 63% и без того урезанных
земель. Передел собственности влечет новые военные конфликты, в 1890 году
состоялось последнее большое сражение между индейцами и белыми. Краснокожие
потерпели поражение и на этом противостояние двух цивилизаций закончилось.
Гордые индейцы смирились с судьбой и ушли в резервации.
И наконец, последний важный для индейцев
закон 1924 года. При военном (!) министерстве США создается управление по делам
индейцев. По нему аборигенов еще дальше загоняют в пустыни Запада, но
резервациям предоставляют широкую автономию, а коренным жителям даруют...
гражданство США. До этой даты индейцы были по сути иностранцами на своей земле.
...Вначале
вызывает недоумение - и что это белые цацкаются с черными и индейцами, прямо на
грани заискивания? Буквально все бери с блюдечка: преимущества при приеме на
работу, поступлении в университет, сотни всяких программ и субсидий, которые
белым и не снились. Словом, дискриминация наоборот. Если вникнуть в
многострадальную историю этого народа, то смотришь на все уже по-другому... Я
конечно, не за передел национального пирога в пользу черных американцев и
индейцев — нет таких весов, чтобы определить размер компенсации. Но дать фору
потомкам негров и индейцев за унижения апартеида, бесплатный труд нескольких
поколений рабов, за отнятую страну и геноцид миллионов аборигенов, считаю
морально оправданным. Это лучшее из доказательств нравственного
совершенствования американского общества, родившегося в крови и насилии над
слабыми.
Ну и в завершение путешествия в историю –
фото с фестиваля, где индейцы буквально воплощают свой быт, свою культуру, свою
историю и свою религию в безумно-завораживающих танцах. Если мы поем о том, что
видим и чувствуем, то настоящий индеец об этом танцует – страстно и эмоционально.
Фото Yakusheva Irina
Комментариев нет:
Отправить комментарий