суббота, 13 июля 2013 г.

Фестиваль POW WOW

  "Родина там, где тебе хорошо"… 
  

       Канада – страна «понаехавших» с 16 века европейцев, а коренным ее населением до этого тысячелетиями являлись индейцы. Даже название страны «Канада» этимологически связано с индейским словом «деревня» («каната»), многие населенные пункты также хранят в себе истоки языков различных индейских племен.


   
    В детстве многие из нас зачитывались книгами о жизни индейцев на североамериканском континенте. Многочисленные племена, заселявшие когда-то территорию современной Канады, вели междоусобные войны «за место под солнцем», за наиболее плодородные участки земли для промысла и охоты.  Европейские колонизаторы, пораженные природными богатствами местной природы, безжалостно уничтожали аборигенов и захватывали земли. Практически истребленное коренное население Северной Америки, все-таки смогло выжить и даже возродить свою самобытную культуру. Книги и фильмы об этом народе сформировали у нас образ исконных обитателей Америки, бесстрашно противостоящих «бледнолицым» угнетателям. Историю не изменить. Колонизация Северной Америки и истребление индейцев произошло практически во всех странах, куда ступила нога европейцев примерно пятьсот лет тому назад. Не только болезни «цивилизации», но и сознательное уничтожение индейцев, наивных в своем восприятии мира, привело к геноциду «местных» в 20 веке. Оно проявилось в создании специальных государственных интернатов для детей, резерваций. Детей воспитывали в казенном доме, вырвав их из культуры и родной семьи. Индейцы в Канаде в 20 веке были, пожалуй, как «неприкасаемые» в Индии. Единицы получали высшее образование и покидали резервации. Ситуация стала меняться в середине двадцатого века, когда вместе с идентификацией страны (а всем известный канадский кленовый листочек на флаге стал официальным символом только в 1965 году) возник интерес к «древней» истории и культуре Канады, т.е. индейцам.     



 
   Поездка к настоящим индейцам в резервацию - одно из самых ярких впечатлений о Канаде. Недалеко, в 15 минутах езды от Монреаля, находится резервация (поселение) Kahnawake (5 тыс. жителей) на берегу реки Святого Лаврентия, территория племени Mohawk. Переехав через мост Мерсье, соединяющий Монреаль, а точнее Ласаль  с Канаваке, и свернув сразу под мост направо, мы очутились в другом государстве. Осознать, что это была индейская резервация, теперь было просто - на опорах моста красовались граффити, недвусмысленно говорящие о том, где мы находимся. На дорожных знаках надписи на английском соседствовали с надписями на индейском языке. Здесь живут  те самые индейцы, давшие название прическе, которая на русском «ирокез», а на английском – Mohawk.  









Поводом для визита послужил фестиваль  Pow Wow — ритуальный индейский праздник  с оттенком современного коммерческого шоу. Первоначально Pow Wow, или «праздник», как его называли в старину, проходил весной, чтоб  приветствовать новое начинание жизни. Часто различные племенные народы собрались вместе по этому случаю. Во время этих общих собраний американских индейцев они улаживали споры между различными группами, союзами и налаживали торговлю друг с другом. Оригинальный Pow Wow исторически имел религиозное значение и, следовательно, состоял из различных религиозных песен и танцев.  В наше время на фестивале Pow Wow религиозные танцы уже не исполняются. Современный фестиваль Pow Wow является социальным событием для всех, чтобы весело и интересно провести время, будь то индейские жители или просто люди, интересующиеся индейской культурой. Pow Wow – это повод для коренных американцев из различных племенных Наций, чтобы собраться вместе и принять участие в фестивале, петь и танцевать. Важным символом индийской культуры является круг, потому что он символизирует продолжение жизни. Для американских индейцев  жизнь никогда не кончается, как и круг. Поэтому фестиваль Pow Wow проходит в  кругу людей, делая их  ближе друг к другу,  ближе к своему сообществу и их культуре.




























     Индейцы охотно общались с гостями и фотографировались. Очень улыбчивые и доброжелательные люди. Но они преображались во время танцев! Танцы сопровождаются национальной музыкой и боем барабанов! Когда смотришь на это зрелище появляется ощущение, что видишь их предков, готовящихся ступить на «тропу войны»… 
     Помимо танцев, общения и песен очень впечатлило индейское искусство.  Оно примитивное, языческое и  похоже на другие древние мировые цивилизации. Основным постулатом в нем является связь с силами природы, космосом и душой человека.














    Индейские виды искусства схожи с другими народностями, они состоят из следующего:
• Устное народное творчество, поговорки, молитвы, легенды;
• Небольшие фигурки и предметы из камня и дерева для привлечения добра и удачи, а также как обереги;
• Ювелирные украшения из различных материалов;
• Тотемные столбы, или воплощение души племени в деревянном столбе в виде животного;
• Рисунки на коже и бумаге, древние рисунки на камнях;
• Одежда и обувь, аксессуары, украшенные мехом, бисером, знаменитые муклуки или традиционно украшенные сапоги из овчины; 
• Посуда и предметы обихода, сделанные из различных материалов;
• Маски, церемониальные костюмы, в том числе верхняя одежда, украшенная мехом, бисером;
• Архитектурные конструкции для проживания, типи (конусные шатры или палатки) и индейские традиционные поселения.

    Материалы, используемые для предметов ежедневного обихода и искусства, достаточно просты, это то, что было и есть под рукой, в изобилии и легко достать:
• Натуральные материалы органического происхождения: кожа, перо, кости, клыки, зубы животных, шерсть, фетр, кукуруза и ее производные (как клей), краски из растений;
• Натуральные природные материалы: дерево (один из старейших материалов) и мыльный камень (талькохлорит), лен и хлопок, краски из минералов;
• Современные материалы, такие, как бумага, краски, железо и его производные.

Сегодня немало индейцев переселяются в мегаполисы, хотя основная масса продолжает проживать в резервациях. При этом они все исповедуют свою религию и активно занимаются политикой. Соблюдают культурные традиции предков, передавая из уст в уста мифы, легенды и сказания. Играют и танцуют под национальные мотивы исконно индейских инструментов — бубна, водяного барабана, свистков и погремушек.
     И в завершение мне хотелось бы познакомить вас с искусством мудрых советов от вождей индейцев Северной Америки. Эти высказывания принадлежат Сидячему Быку, Белому Облаку, Ситлу и другим знаменитым вождям североамериканских индейцев XIX века:

"Люби землю. Она не унаследована тобой у твоих родителей, она одолжена тобой у твоих детей".


"В первый год женитьбы молодожены смотрели друг на друга и думали, могут ли они быть счастливы. Если нет – они прощались и искали себе новых супругов. Если бы они были вынуждены жить вместе в несогласии, мы были бы так же глупы, как белый человек".


"Стремись к мудрости, а не к знаниям. Знания – это прошлое. Мудрость – это будущее".

"Мы не хотим церквей, потому что они научат нас спорить о Боге".

"Одно «возьми» лучше двух «я отдам»".

"Не нужно много слов, чтобы сказать правду".

"Хороший человек видит хорошие знаки".

"Тот, кто молчит, знает в два раза больше, чем болтун".

"Сначала посмотри на следы своих мокасинов, прежде чем судить о недостатках других людей".

"Прежде чем любить, научись ходить по снегу, не оставляя следов".

"Смерти нет. Есть только переход между мирами".

"Те, кто ложатся с собаками – встают с блохами".

"Как ловок должен быть язык белых, если они могут сделать правильное выглядящим как неверное, и неверное выглядящим как правильное".

"Мой сын никогда не займется земледелием. Тот, кто работает на земле, не видит снов, а мудрость приходит к нам во снах".

"Что такое жизнь? Это свет светляка в ночи. Это дыхание бизона, когда приходит зима. Это тень, ложащаяся на траву, и тающая на закате".

"Когда будет срублено последнее дерево, когда будет отравлена последняя река, когда будет поймана последняя птица, – только тогда вы поймете, что деньги нельзя есть".

"Великий Дух несовершенен. У него есть светлая сторона и темная. Иногда темная сторона дает нам больше знаний, чем светлая".

"Знание спрятано в каждой вещи. Когда-то мир был библиотекой".

"Для того чтоб услышать себя, нужны молчаливые дни".

"Для того чтоб понять про себя, пообщайся с камнем в горах…".

"Если ты заметил, что скачешь на мёртвой лошади – слазь!".

"Когда Великий Дух дает новый день, он посылает его – всему".

"Посмотрите на меня. Я беден и гол. Но я вождь своего народа. Нам не нужны богатства. Мы всего лишь хотим научить наших детей быть правыми. Мы хотим мира и любви".

"Когда вы привязываете лошадь к столбу, разве ждете вы, что она нагуляет силу?".

"Не беспокой людей об их религии".

"Даже твое молчание может быть частью молитвы".

"Почему вы берете силой то, что не можете взять любовью?".

"Есть много способов пахнуть скунсом".

"Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я не смогу запомнить, привлеки меня к участию – и я пойму".

“Надо” – лишь умирать".

"Старое время было чудесным. Старики сидели под солнцем у порога своего дома и играли с детьми до тех пор, пока солнце не погружало их в дрему. Старики играли с детьми каждый день. А в какой-то момент они просто не просыпались".

"Когда умирает легенда и пропадает мечта, в мире не остается величия".

"Не иди позади меня – возможно, я не поведу тебя. Не иди впереди меня – возможно, я не последую за тобой. Иди рядом, и мы будем одним целым".

"Правда – это то, во что люди верят".

"Даже маленькая мышь имеет право на ярость".

"Я страдаю, когда вспоминаю, как много было сказано хороших слов и как много обещаний было нарушено. В этом мире слишком много говорят те, у кого вообще нет права говорить".

"Тот, кто рассказывает истории, правит миром".

"У воды нет волос".

"Лягушка не выпивает пруд, в котором живет".

"Ветер, давший нашим дедам их первое дыхание, получает и их последний вздох, и ветер также должен дать нашим детям дух жизни".

"О Великий Дух, чей голос я слышу в ветрах".

"Я прихожу к тебе, как один из множества твоих детей".

"Мне нужны твоя сила и мудрость".

"Сделай меня сильным не для возвышения над моим братом, но для победы над моим величайшим врагом – самим собой".

"Я был на краю земли. Я был на краю вод. Я был на краю неба. Я был на краю гор".

"Я не нашел никого, кто не был бы моим другом".

"Если тебе есть, что сказать, поднимись, чтобы тебя увидели".

"Ворон кричит не потому, что предвещает беду, а потому, что в кустах враги".

"Помни, что человек тоже животное, только умное".

"Не судите человека, пока не проходили две луны в его мокасинах".

"Человек должен сам сделать свои стрелы".

"У белого человека слишком много начальников".

"У всего в мире – своя песня".

"Надо мной – красота, подо мной – красота. И когда я покину тело – я тоже пойду тропой красоты".


"Ребёнок – гость в твоём доме – накорми, выучи и отпусти".

"Задай вопрос из своего сердца, и услышишь ответ из сердца".

"Говори с детьми, когда они едят, и сказанное тобою останется, даже когда ты уйдешь".

"Когда видишь, что гремучая змея готовится к удару – бей первым".

"Ты не можешь разбудить человека, который притворяется, что спит".

"Белый человек жаден. В кармане он носит холщовую тряпку, в которую высмаркивает свой нос – как будто боится, что может высморкать и упустить что-то очень ценное".

"Мы бедные, потому что мы честные".

"Когда человек молится один день, а потом грешит шесть, Великий Дух гневается, а Злой Дух смеется".

"Хорошо сказанное слово лучше метко брошенного топора".

"Даже мёртвая рыба может плыть по течению".

"У души не будет радуги, если в глазах не было слез".

"Жизнь течет изнутри вовне. Следуя этой мысли, ты сам станешь истиной".

"Все на земле имеет свою цель, каждая болезнь – лекарство, которое лечит ее, а каждый человек – предназначение".

"Что такое человек без зверей? Если все звери будут истреблены, человек умрет от великого одиночества духа. Все, что случается со зверьми, случается и с человеком".

"Пусть мой враг будет силен и страшен. Если я поборю его, я не буду чувствовать стыда".

"Если ты будешь говорить с совами или змеями, они будут говорить с тобой, и вы узнаете друг друга. Если ты не будешь говорить с ними, ты не узнаешь их, а того, чего ты не знаешь, ты будешь бояться. Человек разрушает то, чего боится".

"Родина там, где тебе хорошо".

"Не всегда враг является врагом, а друг – другом".

"Когда ты родился, ты плакал, а мир смеялся. Живи так, чтобы, умирая, ты смеялся, а мир плакал".

Интересный пост об индейском народе 

Видео с фестиваля можно посмотреть здесь:

Автор Yakushev Petr

Комментариев нет:

Отправить комментарий